Роль Управляющего Совета в организации внеурочной деятельности

​Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных организациях, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим, необходима новая структура отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и родителями. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для развития демократических начал в школе. Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества, на социализацию школьников.

В связи с этим, в 2005 году в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации подчеркнута значимость развития общественного участия в управлении системой общего образования. Управляющие Советы обозначены как перспективные и требующие развития.

Нормативно-правовым основанием для придания Управляющим Советам реальных управленческих полномочий является п.2 ст.35 Федерального закона «Об образовании».

Главной миссией Управляющего Совета является участие в подготовке и принятии главных и наиболее принципиальных для школы управленческих решений.

В нашей школе в мае 2006 года был создан Управляющий Совет. Методом открытого и тайного голосования в него вошли 2 депутата, 5 представителей родительской общественности, 2 педагога, директор школы, 2 выпускника школы, 2 ученика, 2 представителя социально-активных жителей микрорайона.

На первом своем заседании были созданы комиссии:

  • учебная,
  • организационно-педагогическая,
  • финансово-хозяйственная,
  • нормативно-правовая,
  • по работе с родителями, общественностью, а также определен план работы.

Деятельность Управляющего Совета определена Уставом школы и школьным Положением об Управляющем Совете.

И сегодня мы хотели бы поделиться своим небольшим опытом, какую роль играет Управляющий Совет в организации внеурочной деятельности учащихся.

Одним из направлений деятельности Управляющего Совета является организация работы школы с социальными организациями на территории микрорайона. Управляющий Совет призван:

  • содействовать разработке и реализации социальных проектов в микрорайоне;
  • совместно с  администрацией организовывать внеурочную деятельность учащихся.

В сентябре 2006 года школа работала над созданием программы «Школа полного дня». Немалую роль в создании данной программы сыграл УС, который на своих заседаниях при обсуждении вносил ряд значительных предложений, так как, не забываем, что в его состав входят заинтересованные люди: родители и ученики.

Сегодня родители готовы взять на себя солидарную с государством ответственность не только за укрепление материально-технической базы, но и за процесс обучения, воспитания. Их волнует возможность участвовать в разработке стратегии развития образовательной организации.

Сегодня учащиеся не хотят быть пассивным объектом воспитания, активно доказывают своё право на совместную деятельность, участвуют в создании среды, способствующей их развитию.

Задачей внеурочной деятельности, на наш взгляд, является создание условий для самореализации учащегося через включение его в различные виды деятельности.

Традицией нашей школы является лагерь КОН – каникулы особого назначения, который проводится на осенних каникулах. Лагерь КОН – это старт всех добрых, полезных дел, которые ребята предлагают и реализуют совместно со взрослыми. И осенью 2006 года члены УС были вовлечены в работу лагеря. Благодаря совместной работе взрослых и детей родилась программа (проект) «Мы – одна большая семья», который объединил в себе ряд социальных проектов:

  • «Единство»,
  • «Капельки»,
  • «ШОК»,
  • «Город зеленых фантазий».

Настоящая программа – это конкретный вариант вовлечения школы в систему социального партнерства (школа – микросоциум). Она органично включается в целевую программу развития нашего города, поскольку, во-первых, формирует коммуникативную среду (пространство общения) и во-вторых, направлена на воспитание социальных, гражданских качеств и шире – на активное участие всех жителей микрорайона в изменении и улучшении окружающей действительности.

Наша программа родилась не только из вполне естественной потребности - встроиться в социальный ландшафт микрорайонов, войти в контакт с организациями и образовательными организациями, здесь расположенными.

Население крайне разнородно - от академических ученых до переселенцев из стран ближнего зарубежья. Наш УС оказывает реальное влияние на местные порядки и устои, так как в его состав входят члены городской думы города Нефтеюганска, родительская общественность, социально-активные граждане микрорайона, педагоги, дети.

Мы решили войти в жизнь 11-х микрорайонов под флагом добрых начинаний и интересов землячества. Нам интересна процедура формирования общественного мнения, воздействия на культурную ситуацию.

Задачи, которые мы решаем в ходе реализации программы, следующие:

1. Изучение школьного окружения.

2. Активное воздействие на культурную жизнь микрорайона.

3. Активное воздействие на экологическую ситуацию.

4. Социальное и гражданское взросление учащихся.

5. Развитие коммуникативных и творческих навыков учащихся.

6. Развитие личностных качеств учащихся через коллективные акции.

Совместно с УС проектные группы на своих конференциях, заседаниях, рабочих встречах выстроили план совместной деятельности  с центром национальных культур, библиотекой семейного чтения, ДШИ №2, ЖЭУ 5, СОШ №14, НШ/С №4.

С ноября 2006 г. по июнь 2007г были реализованы следующие мероприятия, акции:

  • озеленение пришкольного участка, прилегающих территорий к школе,
  • 365 дней вокруг чтения: творческие встречи, конкурсы, интеллектуальные игры с участием жителей микрорайона,
  • украшение подъездов домов и поздравление жителей с праздничными датами,
  • выставка творческих работ детей и родителей,
  • мини-фестиваль народного творчества,
  • конкурс рисунков «Моя родина»,
  • Акции: «Ветеран живет рядом», «Чистый двор».

Вся проводимая работа основывается на идее сотрудничества, совместной деятельности взрослых и детей.

Предложение: организовать работу Управляющих Советов на муниципальном уровне  Нефтеюганска для обмена опытом работы и решения общих проблем.